Экономический и финансовый кризис в России - новости, аналитика, советы.

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ часть II

Коммюнотарист

Данный тип личности считает, что «причиной появления фаворитов является страх ответственности лидера перед будущим и связанный с ним собственный комплекс неполноценности лидера». Желание лидера разделить ответственность инженеры-специалисты видят в следующем: «Фавориты появляются вокруг таких лидеров, над которыми нет контроля, которые не несут ответственности перед обществом. Фаворит – создание лидера. Бороться с фаворитом, значит, бороться с лидером. Фаворит обладает специальным талантом подыгрывать лидеру, и жить в унисон с лидером. Все пути фаворита ведут к влиянию на власть. В настоящем ведется навязывание фаворитов России внешними силами».
В частности можно отметить: все основные социальные группы сходят-ся в представлении о том, что влияние фаворита на лидера чрезвычайно велико. И проявляется это во всех сферах жизнедеятельности. Группы по типу морального сознания в большинстве своем видят в фаворитах людей с ясно выраженной целью – самообогащения и стремления к господству, (по Веберу, к протестантским ценностям: богатству, престижу и власти). Отличие между коммюнотаристами и переходными типами, с одной стороны, а также прагматиками и гедонистами, с другой, в том, что первые не приемлют устремлений личности к фаворитизму, вторые, напротив, – разделяют цели фаворита – обогащения и стремления к власти над другими. Если коммюнотаристы и переходные типы в среде технических специалистов не приемлют фаворитизм, то прагматики и гедонисты, напротив, выражают мнение о том, что фаворитизм – приемлемый способ сделать карьеру, обрести материальное благосостояние, подняться по лестнице престижа. Обратимся к ответам на открытые вопросы коммюнотаристов – технических специалистов.
В основных сферах жизнедеятельности можно выделить следующих фавори-тов:
В сфере политики фаворитами являются Путин В., Матвиенко В., Павлов-ский Г., Хакамада И., Шойгу С. (Путин в свое время постепенно избавился от фаворитов Ельцина).
В торговле фавориты – откровенные воры по-крупному плюс олигархи. В фаворе также иностранные товары.
В сфере экономики фавориты – олигархи и иностранцы.
В спорте фавориты – Тарпищев, Бэкхэм, чемпионы и призёры, а также те, кто могут себя продать.
Фаворитом является тот вид спорта, которым занимаются или интересуются Президенты РФ.
В сфере армии и флота фавориты – С. Иванов, Квашнин и офицеры, изме-нившие присяге СССР.
В сфере образования фавориты правительства: Сорос, Асмолов, министр образования.
В каждодневной жизни фавориты – губернаторы, главы администраций, криминал.
В деле разрушения российского менталитета фаворитами являются электронные СМИ.
При раскачивании маятника критицизма по отношению к социалистиче-скому прошлому в СМИ, респонденты лишь изредка отмечали, что возможно «возрождение Советской власти». Сейчас маятник общественных настроений качнулся в другую сторону. Демократия в России не оправдала утопических ожиданий масс, поэтому в свободных ответах прозвучало решительное суждение – «Желательно возрождение Советской власти».
Скепсис ИТР-коммюнотаристов проявился в следующем суждении: «Од-нако народ не верит своей памяти, а верит правительству США». Для разрешения противоречий социально-политической и международной напряженности «нет организатора», «народ дезориентирован». Страна выйдет из кризиса и придет к стабильности только при Советской власти. Стабильность возможна, если российское общество сможет сменить навязываемые замыслы жизнеустройства. Поскольку идет усиление криминального капитализма, постольку возможность социально-политического взрыва не исключается.
Смена строя должна обусловить приход к власти людей, для которых на первом месте будет «стыд за падение державы». Нужна сильная власть плюс поддержка народа. Изменение ситуации может обеспечить приход к власти НПСР и КПРФ с другими левыми партиями и движениями.
В группе коммюнотаристов считают, что фаворитизма вообще не должно быть, поэтому он должен быть подконтролен обществу. Приведем суждения технических специалистов: «Многое, почти все в обществе, зависит от того, куда направляет интересы лидер. В настоящем как “лидер”, так и “фаворит” это “человек власти и продажный человек”. Фаворитами в современной России являются владельцы денег. В изменившейся России слишком много фаворитов. Все фавориты сегодня – преступники».
«Фаворит в коллективе это – безнравственный преступник против кол-лектива и общества, на языке здравого смысла – “подхалим”. Парадокс состоит в том, что “быть фаворитом выгодно! Но временно! ” На то он и фаворит, что ему наплевать на окружающих (как он считает, – “на толпу”, но и “толпа” “плюет” на фаворита). Фавориты те, кого не беспокоят вопросы чести и совести. Эти люди проявляют энергию и наглость в достижении поставленных целей. Однако в нашей сфере деятельности не престижно быть фаворитом», – отмечают в открытых вопросах технические специалисты г. Сарова.
«Одного желания стать фаворитом недостаточно, нужно, чтобы этого хотел лидер. Сам лидер становится объектом манипуляций, к примеру, олигархами. Фавориты всегда – ставленники чуждых России сил. Фаворитизмом движет приказ тайной власти. Фавориты и “назначаются” тайной властью. Считаю их не фаворитами, а ставленниками мировой закулисы (финансового капитала) ».
Коммюнотаристы считают, что не менее половины окружающих хотели бы быть в фаворе, т.е. они не отказались бы быть на шаг ближе к лидеру. В группе коммюнотаристов считают, что лидер и фаворит сосуществуют в сим-биозе и живут, опираясь друг на друга, и такой тип связи они и называют фаворитизмом.
Коммюнотаристы определяют конкретно социальную среду порождения фаворитизма: чем выше личность по уровню образования, чем больше соприкасается с управлением, тем сильнее склонность к фаворитизму и наблюдается ощутимое влияние фаворита на лидера. Сам же коммюнотарист оценивается коллективом как человек обязанный играть роль в соответствии с его типом морального сознания: умонастроением, высказываниями с позиции авторитетного поведения для общей пользы и минимизации потерь коллектива. Коммюнотаристу приходится становиться в иных ситуациях– «сверхпрагматиком» в том смысле, что он должен быть более организован, оптимизировать свои действия в двух направлениях, действовать в институционально организованном поле не по его правилам, противоречащим его пониманию порядка и справедливости, и призван удерживать ожидания коллективно-бессознательных норм взаимопомощи, дружелюбия, человечности в ситуации бесконтрольно господствующего индивидуализма. Так, если имеются два одинаковых по трудозатратности пути, но один из них сопровождается пользой для коллектива, то лишь коммюнотарист явится той личностью в группе, которая выберет именно этот путь. Напротив, акторов, исходящих из принципа минимальности потерь для себя, действующих на отрицании коллективных интересов, но с большей выгодой для себя, никогда не назовут коммюнотаристом. Чаще в этой роли выступают либо прагматики, либо переходные типы. Лишь коммюнотарист в критической ситуации с открытыми возможностями инноваций пойдет по пути творческого рывка. В этом – граница целостности и упорядоченности его действий по сравнению с прагматиками. Прагматик скорее готов на протестные действия, на выражение недовольства ситуацией, но подвиг во имя общего ожидается только от коммюнотариста.
Желание «принести пользу обществу» смещает акценты в превращении фаворита в соратника и помощника лидера. Такой процесс чаще всего наблюдается в школах со здоровым морально-психологически настроем на творчество. Любимцем народа становится бескорыстное учительство. Формой самонахождения коммюнотаристов является творчество и труд, а в социальных отношениях взаимопонимание. Вопросы карьерного продвижения на фаворитной основе не присущи логике сознания и поведения коммюнотариста, поэтому и на перспективу коммюнотаристы не ставят для себя цель – стать лидером или фаворитом.
В группе коммюнотаристов выявился наибольший разброс ответов по вопросу: «К чему, в основном, стремится фаворит? » Данному типу сложно представить себя в роли фаворита и оценить ситуацию изнутри фаворного самосознания. Коммюнотарист считает, что фаворитом движет корыстолюбие, а задачей становится – влиять на лидера с целью получения собственной выгоды. Коммюнотарист выделяет у фаворита качества, которыми он сам в принципе не обладает и не стремится обладать, а именно, фаворитами являются те, кто владеет интригой и использует ситуацию в своих целях.
«Каково положение в коллективе самого опрашиваемого?» Коммюнотаристы отметили, что соединяют в себе различные качества, (т.к. считают, что так больше возможностей лучше адаптироваться и помочь окружающим). Соединение «различных качеств» в большой доле ответов (=75%) данной группы проявляет колебания морального сознания и выступает как тенденция превращения коммюнотаристов в переходный тип.
«Свобода выбора» как ценность интересует небольшую часть коммюнотаристов (=5,9%). Очевидно, надежные в отношениях с людьми, коммюнотаристы тяготеют к представлению о закономерности социальных законов и детерминизме господствующем в мире. Их мало привлекает ценность «свободой предпринимательской деятельности». Эту сторону свободы отметили как возможность для себя в условиях реформ лишь 2,9% группы. Следование призванию и верность избранной профессиональной деятельности вызывает презрительное отторжение от тех, кто мельтешит с предпринимательством, а в период кризиса неизбежно плачевно разоряется. В наименьшей степени в сравнении с другими типами коммюнотаристы воспользовались «свободой слова» (14,7%). Можно сравнить: среди переходных типов «свободу слова» оценили для себя (46,7%).
В условиях господства «денежных эквивалентов», «свобода слова» как-то мало стала интересовать тех, кто выступал за нее внутри страны, а также тех, кто из-за рубежа ратовал за свободу слова для её использования в России, поскольку внутри западных стран все то, что противоречит строю, господствующим отношениям в обществе, принято просто замалчивать. «Свобода слова» мало кого интересует среди коммюнотаристов, по данным проведенного исследовании. Она просто запрещена в СМИ для оппозиции. Так это обстояло и в тоталитарном обществе для дессидентов. Ничто не изменилось в культуре общества. Просто перевернут «образ врага». «Внутренние атлантисты» стали называть свой народ «этим народом». Слоган «как в нормальных, цивилизованных странах» стал особо пропагандируемым оборотом СМИ, уничтожающим в коллективном бессознательном чувство социального равенства недавнего прошлого. Ввели новую терминологию как норму в обозначении слоев общества: «плебса» и «элиты», «олигархов» и «политиков». Истинная демократия предполагает свободу и открытость дискуссий с привлечением различных сил общества.
Отвечая на вопрос: «Какими достижениями демократии Вы воспользова-лись?» коммюнотарист отметил, что в современной российской демократии человеку предлагают не всеобщую занятость трудом, а компенсаторный эрзац – свободу конфессионального выбора вместо выбора работы, тем самым фиксируется снятие прежней нормативности, а именно, – защищающее человека право на существование. Духовный эрзац успокоения сознания – «возможность вероисповедания» вместо обеспечения занятости трудом, как гарантированной общественным строем материальной основы существования, социально-экономической защищенности личности. Почти одинаково низко оценили предложенный эрзац – «свободу вероисповедания» две группы по типу морального сознания: коммюнотаристы (5,9%) и переходные типы (6,7%). Эта позиция коммюнотаристов основывается на понимании подавляющим большинством того, что Русская Православная Церковь не может противостоять злу и агрессии, которые царят в современном российском обществе.
Коммюнотаристы и переходные типы мало уверены в своем будущем, в возможности перспективы собственного развития. Их ценности – самый чуткий барометр морального здоровья общества. Они задумываются над тем, каким быть обществу дальше, какие есть возможности личности преодолеть неуверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне? Однако простого выхода из сложившейся ситуации не видит никто. Сложившаяся ситуация приводит и коммюнотариста либо к уходу в себя (лишь тайного осознания своей правоты), либо к мощному переживанию разрушения его собственного ценностного ядра, либо к протестному состоянию сознания. Эти три версии объяснения происходящего очевидны из ответов на открытые вопросы.
В ответе на вопрос: «Каких людей можно отнести к изгоям? » была получена картина распада ценностей из-за смены сложившейся лестницы пре-стижа, принятой личностью. Тудолюбивое большинство становится изгоем общества, отмечают чаще всего коммюнотаристы. Происходит коллективное понижение статуса в постсоветском обществе.
Коммюнотаристам, на ценности которых пришелся основной удар в период перестройки и реформ, становятся чаще изгоями. Изгоями в настоящем, как признается опрошенными, становятся те, кто не способен к интригам. В основном этого мнения придерживаются коммюнотаристы. Они никогда не бывают заинтересованы в интригах и с презрением относятся к интриганам.
Отстаивать права в забастовочном движении готовы 11,8% коммюнотаристов и 11,1% прагматиков. Мотивация протеста представителей групп по типу морального сознания различна: для прагматика важно отстаивать свои интересы, для коммюнотариста, – отставать интересы общества.
Каковы же практические меры предлагает техническая интеллигенция в лице группы коммюнотаристов? Приведем высказывания без комментариев:
«Справедливость без перехода на высоконравственную концепцию не-возможна в принципе. Справедливость наличествует тогда, когда человек, живущий по законам общества, получает его поддержку в проблемной ситуации. А в условиях капитализма справедливость невозможна. Следует восстановить оплату по труду, пенсию, систему льгот как в прошлом. Принцип известен: «От каждого по способностям, каждому по труду!»
«Необходимо повысить эффективность труда, науки, образования, как это было в 40-е – 60-е гг. Следует поощрять трудовой энтузиазм.
Во главу угла управления во внутренней политике общества необходимо ставить выдающихся людей. В таком случае их авторитет даст людям возможность работать с воодушевлением.
Возможно, следует допустить развитие мелкого и среднего бизнеса, а в связи с этим и создать условия формирования в обществе 50% и более – среднего класса.
«Народные массы должны опомниться и свергнуть существующую власть, иначе погибнем как народ». Выход из кризиса видится «в национально-освободительной войне, а потом – социалистической революции». Поддержка народом КПРФ. Приход КПРФ и НПСР к власти».
«Выход – консолидация общества на идее социализма, активизация тру-дящихся, военнослужащих, студентов. Необходима реставрация Советской власти и социализма. Возрождение Советской власти! »
«Для этого надо:
1) вывести народ из-под гипнотического одурачивания электронными СМИ.
2) Повсеместное резкое ухудшение материального положения масс, голод вынудит женщин выйти на демонстрации, и они заставят своих мужчин действовать.
3) При этом нельзя допускать межнациональные и межрегиональные конфликты».
«Необходимо создать такой строй, где средства производства в руках трудящихся, либо они переданы в аренду трудящимся, во взаимовыгодное пользование. Всех устроил бы такой порядок, когда всем открыт доступ ко всем знаниям, и когда все работают для всех. Необходимо вернуть собственность трудящимся плюс восстановить Советскую власть. Собственники не те, кто расхватал в мутной воде не ими заработанное, а те, кто заработал эту собственность своими усилиями на законном основании».
«Свобода – вторична, на первом месте – долг. Человек всегда свободен делать благое дело». Свобода как полная независимость – абсурд. Нельзя снимать с человека заботу о хлебе насущном, нет! Но свобода это – исключение нищеты из жизни общества.
Главное следование правилу: «Жить и действовать в интересах выживания человечества, страны, народа, людей». «Для меня главное – судьба моей страны (это – серьезно!)». «Россия – всё, а остальное – второстепенно». Обеспечение процветания своей страны, своего народа, своей деревни, своей семьи!» «Жизнь человеку дается один раз, и надо, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Скепсис людей из слоя управления среди технических специалистов ска-зался в следующей позиции: «Я не знаю таких путей изменения ситуации сегодня в России. Это – задача для специалистов». «В ближайшие годы эти проблемы не будут решены. Усилится международная напряженность. Произойдет усиление центральной власти. Возможна диктатура перед лицом внешней угрозы».
Итак, мы видим, что частью коммюнотаристов слоя технической интеллигенции, ответственной за судьбу России, с одной стороны, предлагается гибкое регулирование социальных процессов государством «общественного благоденствия». С другой стороны приемлемым считается на данной ступени развития общества открытое предпринимательство в сфере частных интересов, обусловливающее формирование среднего класса, а демократия, как полагает в настоящем времени С. Кургинян, позволяет преодолевать «накопленные ошибки» и двигаться в сторону развития.
Научно-оборонный комплекс всегда был заботой государства в СССР и этот комплекс является заботой каждого государства, (кроме разоружаемой в одностороннем порядке России). Технические специалисты г. Сарова по своим функциям более всего причастны к этому комплексу. Они видят, что российскому обществу предлагается вести политику по правилам игры, предложенным странами «мировой цивилизации», а не ослабевшей России. Соответственно коммюнотаристы отмечают, что предложенные ими меры выхода из кризиса без революции, очевидно, не исполним. Необходим поиск своих путей развития, экономики, демократии через новую систему идей государства.
В сфере экономики необходимо создать такой строй, где средства производства в руках трудящихся, либо они переданы в аренду трудящимся, во взаимовыгодное пользование. Следует допустить развитие мелкого и среднего бизнеса, а на этой основе и формирование в обществе 50% и более – среднего класса. Восстановить собственность трудящихся плюс вернуть принципы советской власти.
В сфере социальной политики следует восстановить оплату по труду, обеспечить такой размер пенсии, который позволил бы жить, а не вымирать. Необходимо определить систему льгот работающим слоям общества. Восстановить в правах самый справедливый принцип: «Каждый по способностям, каждому по труду!» Системой привилегий, стимулирования следует повысить эффективность труда, науки, образования, как это было в 40-е – 60-е гг. Необходимо поощрять трудовой энтузиазм.
В сфере управления: власть должна формироваться выдвижением в управление выдающихся людей, а не формированием команд фаворитов. Авторитет выдающихся людей в труде, творчестве, организации даст людям возможность работать с воодушевлением.
В сфере духовных отношений: динамическое равновесие свободы и справедливости. Справедливость невозможна в принципе без перехода общества к высоконравственной концепции. Справедливость наличествует тогда, когда человек, живущий по законам в условиях социально ориентированного государства чувствует, что его жизнь защищена развитой организацией общества, разумным контролем, ясными правилами порядка и, главное, правом на труд. Всех устроит порядок, когда всем открыт доступ ко всем знаниям, и когда все работают для всех. Свобода – вторична, не она является главной ценностью жизни тогда, когда в обществе царит хаос. На первом месте – долг. Свобода это – исключение нищеты из жизни общества.
Механизм преодоления кризисной ситуации коммюнотаристы видят в консолидации общества на идее социализма. Вывести народ из-под гипнотиче-ского одурачивания электронными СМИ. Не допускать межнациональных и межрегиональных конфликтов. Обеспечение процветания своей страны, своего народа, своей поселенческой общности, своей семьи! » Это и есть основное условие самосохранения и саморазвития общества.

Парамонова С.П