Экономический и финансовый кризис в России - новости, аналитика, советы.

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ часть III

Переходный тип

Переходные типы стремятся стать лидерами и фаворитами, поскольку считают о себе следующее: работая на общество, человек должен быть защищен зарплатой, статусом в коллективе, благополучием. Поэтому переходный тип в суждениях по вопросу «к чему в основном стремится фаворит?» не проявляет особых суждений и предпочтений, поскольку тем самым раскрывались бы его собственные тайные планы, поэтому в размытости некоторых ответов он близок к позиции коммюнотариста, а в некоторых – к позициям прагматика. «Ничего случайного в этом мире нет. Фаворит появляется закономерно. В любом случае принадлежность к группе «лидер-фаворит» престижно. Любимец дополняет черты лидера». Лишь небольшая часть группы переходных типов осуждает фаворитов: «Иногда фаворит портит представление о лидере», – отмечают в данной группе, но в своем коллективе фаворитов не наблюдается, отмечают они, (либо пе-реходные типы их не видят).
На вопрос «Кто является фаворитом в различных сферах жизни? » переходный тип дал осторожные абстрактно-обобщающие ответы в отличие от коммюнотариста и прагматика:
«В сфере политики сформировалась постсоциалистическая номенклатура.
В сфере торговли фаворитом стал частный бизнес.
В сфере экономики фаворитами стали ресурсосберегающие отрасли.
В сфере армии и флота – МЧС.
В сфере спорта – теннис, футбол.
В каждодневной жизни – активность».
Оценивая прошлое и настоящее российского общества, технические спе-циалисты с переходным типом морального сознания отмечают негативные стороны положения России среди других стран, мотивируя это тем, чем другие, наоборот, гордятся. Они отмечают: «Россия – мессианская страна». Более половины группы оценивает и прошлое и настоящее страны положительно. Выявлен и третий экзистенциально-резонерский подход переходных типов – «Прошлое не оценивают, им гордятся или раскаиваются. Прошлое – это часть нас самих».
«Какими достижениями демократии воспользовались переходные типы? » «Свобода слова» как достижение реформируемого общества отмечается 46,7% данной группы, в то время как в группе гедонистов данная ценность приветствуется вдвое меньше (28,0%). Гедонисту и переходному типу «не с руки» идти на конфликты: на забастовки и митинги, это – не в их характере, а свобода слова проявляется именно там.
В условиях привязанности человека к профессии, поселенческой общности и жилью «свободой выбора» воспользовались лишь 13,3% переходных типов, (в то время как из группы активных прагматиков – треть (=33,3%). К «свободе предпринимательской деятельности» тяготеют немногие переходные типы (6,7%). Личность с переходным типом морального сознания не видит особой выгоды для себя и общества, как в предпринимательской деятельности, так и в открывшихся возможностях участия в забастовках и голодовках, но большинство признает, что нет особенного выигрыша личности в «свободе от всеобщности и обязательности труда».
Отвечая дальше на вопрос: «Какими достижениями демократии Вы вос-пользовались?» переходный тип сомневается, что «возможность выбрать вероисповедание» это и есть свобода, а гедонист и вовсе не видит в этом основных достижений общества. В данных группах, ориентирующихся на свой личный индивидуальный интерес: переходные типы, прагматики и гедонисты считают, что идеи РПЦ недостаточны к требованиям современной жизни. Один из инженеров-специалистов, обесценивая достижения нынешней российской демократии, отметил: «У меня все эти виды свобод были и раньше!»
Переходные типы, как и прагматики, одинаково уверенно поставили на первое место среди жизненных ценностей ценность личной жизни – 18%. Для 13% группы переходного типа «удовлетворенность трудом» – безусловная ценность. Однако половинчатость переходного типа в принципиальных вопросах жизни проявляется в том, что в условиях ослабления общественных нравов, такая же часть группы переходных типов (=13,3%) как и группа гедонистов, выявила радость по поводу того, что «достижением демократии» стала «свобода от обязательности труда». При этом ценность «чистая совесть» среди групп по типу морального сознания выступила более всего беспокоящим фактором именно переходный тип (11,6%), затем она становится причиной озабоченности 8% группы прагматиков, – 4,1% коммюнотаристов и – 3,6% гедонистов.
К ценностям «творческой работы», в группах занятых исполнительским трудом, как всегда, – небольшое тяготение. Коммюнотарист и переходный тип тяготеют к творчеству в большей мере по определению, по их рядоположенности от высшего к низшему типу, по их наибольшей информированности в социальной сфере и сфере труда (5,1% и 4,5%), но это очень небольшое тяготение, поскольку стимулы к творчеству в «трансформирующемся» обществе утрачены. Здесь ценится утилитарная цеп-кость предпринимательства.
Труд и собственность – кардинальные вопросы любого политического управления. В группе переходных типов выражен скепсис относительно процветания российского общества в условиях рынка. «Честный рынок – путь к благосостоянию общества, но возможно ли это?» Личность с переходным типом морального сознания предпочитает смешанный тип собственности. Сквозит ироническое недоверие к общественной собственности: «“Собственность трудящихся? ” – имеется в виду анархизм?» Хотя можно возразить переходным типам, у анархистов «собственность трудящихся» – форма безгосударственного самоуправления.
Антикризисные меры, предложенные группой технических специалистов с переходным типом морального сознания выглядят следующим образом.
«Выход из кризиса есть. Любовь и преданность Родине и её народу».
Высказываются и крайние суждения от порыва «Революция!» до примирения: «Осознание – покаяние – возрождение – творчество – труд – труд – труд». Другая часть группы не знает путей выхода России из кризиса.
Дополнением высказываний об антикризисных мерах переходных типов могут служить суждения творческой интеллигенции г. Сарова:
«Предпочтительным является то общественное устройство, где ценят ум, труд и оплачивают их по достоинству. (Такого в ближайшее время в России не будет).
Заинтересованность правительства в решении важнейших социально-экономических и политических вопросов.
К власти должны прийти люди, озабоченные не только своими личными интересами, но в первую очередь – государства и народа.
Независимый курс политики от Запада. Пересмотреть ряд законов.
Оказывать помощь своим, а не заграничным нуждающимся.
В руках государства необходимо оставить землю, природные ресурсы, остальное – акционировать.
Привлечь капитал на внутренний рынок.
Хотелось бы возрождения Советской власти!
Выход из кризиса – революция, введение диктатуры, смена правительственного аппарата».
Личность переходного типа находится в рамках самого широкого трансформационного процесса, в котором нет последовательного восхождения по ступеням развития. Как Лаокоон, переходный тип стремится разорвать путы надвигающейся катастрофы. Перед глазами у него образец прошлого слаженного организма государства, но главная нить его рассуждений – обращение к моральным качествам государственных деятелей.
В сфере экономики: привлечь капитал на внутренний рынок. В руках государства необходимо оставить землю, природные ресурсы, остальное – ак-ционировать.
В сфере управления: предпочтительным является то общественное устройство, где научились оценивать по достоинству и оплачивать по достоинству социальный капитал личности: интеллектуальное напряжение в профессиональной деятельности, результаты труда. Пересмотреть ряд законов.
В сфере политики: к власти должны прийти люди, озабоченные не только своими личными интересами, но в первую очередь интересами государства и народа. Необходимо вести независимый курс политики от Запада. Отстаивать интересы России, её народа. Оказывать помощь своим, а не заграничным нуждающимся.
Выход из кризиса он видит в положительном прошлом опыте страны: «Хотелось бы возрождения Советской власти!» Он предлагает известные ему технологии – революция, введение диктатуры, смена правительственного аппарата».
Самосохранение и саморазвитие он предлагает с позиций гибкой ориентации, соответственно уровню материального развития общества, с учетом отчественного и зарубежного исторического и политического опыта.

Парамонова С.П