Экономический и финансовый кризис в России - новости, аналитика, советы.

Как кризис влияет на бюджетное планирование в России?

1 октября 2008 г., выступление на заседании Правительства: «Проявления кризиса заметны и на наших фондовых площадках, мы должны это учитывать и будем учитывать в наших планах развития. Но ни отменять эти планы, ни даже переносить их на неопределенное время мы не будем».

20 октября 2008 г., выступление на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в России: «В 2009 году бюджет будет сбалансирован даже при среднегодовых ценах на нефть в 70 долларов США за баррель».

29 октября 2008 г., выступление на совещании по экономическим вопросам: «Безусловно, поддержка финансовой системы и реального сектора экономики, потребует значительных бюджетных расходов. Их объем должен быть адекватен масштабу возникающих проблем. Полумеры результата не принесут. Тем не менее мы не вправе выйти за рамки существующих бюджетных ограничений. В этой связи особо актуальной становится задача повышения эффективности бюджетных расходов – как дополнительных, так и текущих».

20 ноября 2008 г., выступление на X съезде партии «Единая Россия»: «Надо трезво оценивать возможности своих бюджетов. Оптимизировать систему государственного управления, уменьшать расходы на ее содержание. Отказаться от разного рода дорогостоящих, так называемых «статусных» проектов, целесообразность которых вызывает сомнения.

За счет сэкономленных ресурсов нужно продолжить осуществление приоритетных инвестиционных программ. Вкладывать больше средств в новые рабочие места, в переквалификацию высвобождающихся трудовых ресурсов. Особенно эта задача важна там, где трудности испытывают градообразующие предприятия».

4 декабря 2008 г., телепрограмма «Разговор с Владимиром Путиным»: «Принципиально мы не думаем пересматривать никаких планов, и это самое главное. …Все, что мы планировали в социальной сфере, все, что связано с повышением социальных пособий, пенсий – все будет исполняться».

12 декабря 2008 г., выступление на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС: «Мы не собираемся отказываться от программ в социальной сфере».

20 декабря 2008 г., рабочая встреча с И.Шуваловым и А.Жуковым: «Мы на ближайшую перспективу, на 2009 год, и на среднесрочную перспективу наметили большой пакет социальных мер – в области здравоохранения, в области образования, в жилищной сфере. И исходим из того, что все заявленные приоритеты, все заявленные планы, в том числе и по приданию большей стабильности пенсионной системе – имею в виду повышение уровня пенсий — будут исполнены».

27 января 2009 г., интервью агентству Bloomberg: «Мы имеем возможность выполнять все наши социальные обязательства, взятые еще в прежних условиях, в условиях подъема экономики.

Я имею в виду, прежде всего, конечно, обязательства, связанные с пособиями, связанные с повышением заработных плат, прежде всего, конечно, в бюджетной сфере – имею в виду, прежде всего, федеральную бюджетную сферу, хотя за нами, конечно, подтягиваются и регионы. И имею в виду исполнение наших обязательств перед пенсионерами, перед военнослужащими и т.д. и т.п. То есть это не ситуация 10-летней давности, когда мы оказались абсолютно обезоруженными и нищими. Это совершенно другая ситуация, хотя, конечно, трудности есть, и мы об этом прямо и честно говорим в стране. Но те подушки безопасности, которые были созданы в предыдущие годы, уверен, позволят нам достаточно мягко все-таки проходить этот сложный путь в мировой экономике, хочу это подчеркнуть. Но это дает нам возможность использовать один из элементов выхода из кризиса и посткризисного обустройства – это переподготовка кадров. Это дает нам возможность вложить определенные ресурсы сейчас и в эту сферу государственной деятельности.

Мы уже приняли решение и выделили на эти цели 43,7 миллиарда рублей. Причем мы сейчас готовим вместе с регионами соответствующие программы и уже вкладываем туда необходимые ресурсы. То есть, если мы так ответственно, как и в предыдущие годы, будем работать и в кризисный период, то, повторяю, это может привести в конечном итоге к лучшей структуризации самой экономики, что в конечном итоге пойдет на пользу. Но при этом государство, конечно, должно исполнять свои социальные обязательства. Для этого, слава Богу, ресурсов у нас достаточно».

26 февраля 2009 г., выступление на Конференции министров социального блока государств-членов Совета Европы: «Несмотря на существенное сокращение бюджетных расходов, социальная защита населения в России сохранится на должном уровне. Я сейчас сказал о сокращении бюджетных расходов, но, пожалуй, это неточно. Мы, в общем объеме, даже не сокращаем бюджетные расходы, мы их просто реструктурируем, направляя определенные ресурсы туда, куда раньше не планировали, и увеличивая финансирование там, где это наиболее целесообразно, с нашей точки зрения».

«В целом же мы убеждены, что снижение социальных стандартов, своеобразный «социальный демпинг» не должен использоваться в качестве антикризисной меры, поскольку его применение не только не улучшит ситуацию, но и затруднит возвращение экономики на траекторию устойчивого развития».

«Хочу еще раз сказать: мы, принимая сейчас решение о внесении изменений в бюджет, не сокращаем социальные расходы. Наоборот – и в абсолютных величинах, пусть не намного, но увеличиваем, и в относительных величинах по сравнению с другими отраслями деятельности государства нет никакого снижения. Пожалуй, есть даже увеличение – имею в виду особый характер мер в условиях сегодняшней ситуации».

27 февраля 2009 г., выступление на встрече с руководством партии «Единая Россия»: «В марте всем нам предстоит принять ответственное решение текущего года – утвердить новый вариант бюджета. Как уже было объявлено, сокращение общего объема расходов не планируется. Более того, они даже увеличатся. Хоть и немного, но увеличение все-таки будет. Вместе с тем, значительные средства должны быть переориентированы на реализацию мер антикризисного характера, а также на выплаты пенсий, заработной платы бюджетникам, выполнение иных социальных обязательств перед гражданами, на помощь регионам в рамках межбюджетных отношений. Также сохранится приоритетное финансирование государственного оборонного заказа и расходов по приоритетным национальным проектам. Что касается других расходных статей, то их пересмотр, конечно, зависит от ведомств и от соответствующих депутатских групп, которые занимаются теми или иными отраслями профессионально».

«Все мы понимаем, что за каждой строкой бюджета стоит решение конкретной проблемы, и потому механически ничего резать, конечно, не нужно. Наоборот, необходимо внимательно взвесить все за и против – как увеличения, так и сокращения отдельных статей государственных расходов. Но, тем не менее, требуется жестко отделить главное от второстепенного и исходить при этом из общегосударственных приоритетов. Уверен, что вы поддержите такой ответственный и единственно возможный в сложившихся обстоятельствах подход».

12 декабря 2008 г., заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития в Новокузнецке: «К сожалению, под влиянием мирового кризиса доходы в текущем, 2009-м, году серьезно сократятся и в регионах, и в муниципалитетах. Но вы знаете, что и на федеральном уровне будут значительные выпадающие доходы. Прежде всего, уменьшатся поступления из такого важнейшего источника, как налог на прибыль для регионов. Будет снижение и по другим налогам, например, на добычу полезных ископаемых.

Разумеется, в этих условиях Правительство окажет регионам Российской Федерации дополнительную помощь. Первоочередные решения по компенсации выпадающих доходов в целом приняты. С января в бюджеты субъектов Федерации зачисляется 100% акцизов на бензин и дополнительно будет перечисляться 0,5% налога на прибыль. В совокупности – это около 100 миллиардов рублей дополнительных доходов для регионов. Были пролонгированы предоставленные в прошлом году бюджетные кредиты регионам на сумму 16,1 миллиардов рублей».

«Могу также сообщить, что в рамках изменения федерального бюджета объем финансовой помощи регионам вырастет еще на 300 миллиардов рублей. Речь идет о дотациях для обеспечения сбалансированности бюджетов регионов в размере 150 миллиардов рублей, а также о дополнительных бюджетных кредитах на срок до 3 лет. Напомню, что до сегодняшнего времени такие ресурсы предоставлялись сроком на один год, и общий объем дополнительных средств тоже будет еще 150 миллиардов.

Предпринимаются и другие меры».

«Для того чтобы справиться с возникшими проблемами, максимально смягчить последствия кризиса для наших граждан, потребуется серьезная корректировка региональных и местных бюджетов, а также существенное повышение эффективности расходов.

Приоритетами должны стать выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, выполнение других, предусмотренных федеральным законодательством, социальных обязательств, финансирование программ содействия занятости и поддержки малого бизнеса, продолжение реализации приоритетных национальных проектов, имея в виду, что они в значительной степени поддерживают внутренний спрос. Кстати говоря, я сейчас встречался с представителями трудовых коллективов, с горняками – по сути, все эти вопросы людей беспокоят. Практически все вопросы, которые я сегодня от людей слышал, так или иначе касаются тех проблем, которые мы сегодня с вами будем обсуждать.

Необходимо концентрировать ресурсы по тем направлениям расходов, от которых в максимальной степени зависит социальное благополучие граждан России».

12 марта 2009 г., встреча с шахтерами Новокузнецка: «В таких условиях, в которых находимся мы и практически все экономики мира, главная задача государства заключается в обеспечении социальных обязательств».

«Правительство в 2009 году на покрытие дефицита бюджета направит около 3 триллионов рублей».

16 марта 2009 г., выступление на совещании по экономическим вопросам: «Предполагаемая корректировка позволит направить почти 1,5 триллиона рублей на реализацию антикризисных мер при полном выполнении социальных обязательств государства перед гражданами, взятых нами раньше».

«Комплексный план антикризисных мер был принят Правительством осенью прошлого года. В дальнейшем, на основе диалога с регионами, профсоюзами, бизнес-сообществом, он дополнялся необходимыми мерами. Так, были приняты решения о расширении поддержки отдельных отраслей промышленности, системообразующих предприятий, социально уязвимых групп граждан. На сегодняшний день часть объявленных антикризисных мер реализуется. В частности, начато финансирование программ по стабилизации ситуации на рынке труда в регионах Российской Федерации. Эту тему мы обсуждали недавно на заседании Комиссии по региональному развитию в Новокузнецке. Напомню: мы ждем от властей субъектов Федерации самой активной работы по программам занятости».

19 марта 2009 г., выступление на заседании Правительства: «Назову основные характеристики бюджета. Доходы – 6,7 триллионов рублей, расходы – 9,7 триллионов рублей. Нетрудно посчитать – 9,7 минус 6,7 получается 3 триллиона рублей дефицит, это почти 50 процентов доходной части бюджета, и составляет 7,4% ВВП. Это немало, но не запредельно. Считаю, что мы ведем себя ответственно в этой ситуации. Согласно принятому решению, весь дефицит будет покрыт из Резервного фонда».

«Необходимо исходить из того, что не только в текущем году, но и несколько следующих лет федеральный бюджет, скорее всего, будет сводиться с дефицитом. Это обстоятельство налагает на Правительство особую ответственность, требует формирования консервативной бюджетной стратегии, сохранения и упрочения доверия к отечественной финансовой системе.

Решение проблемы дефицита должно осуществляться цивилизованными, принятыми во всем мире средствами – из накопленных в прошлые годы резервов, либо, если такая необходимость возникнет, – но хочу подчеркнуть, у нас пока такой необходимости нет, – за счет заимствований на рыночных условиях. У нас Министерство финансов считает возможным заимствовать на внутреннем рынке, если потребуется. На внешних рынках, повторяю, мы заимствовать не собираемся. Прибегать здесь к помощи «печатного станка» было бы неразумно и крайне опасно. Если мы с вами напечатаем денег больше, чем произведем товаров, результат для любого мало-мальски приличного экономиста известен – это тривиальный рост цен и, в конечном итоге, обман граждан страны. Это безответственная экономическая политика, и по такому пути мы с вами не должны идти».

«Ключевую роль в наполнении бюджета призваны играть более традиционные доходные источники, а именно т.н. регулярные налоги, уплачиваемые предприятиями и гражданами. Такие налоги менее подвержены влиянию сырьевой конъюнктуры и потому обеспечивают стабильные бюджетные поступления. Последние 10 лет мы тщательно, кропотливо выстраивали современную налоговую систему, делали это в постоянном диалоге с бизнес-сообществом и политическими партиями, представляющими интересы различных групп общества, граждан».

«Необходимо уделять самое серьезное внимание повышению эффективности бюджетных расходов. Как я уже не раз говорил – несмотря на серьезный дефицит, уменьшения их общего объема в 2009 году не будет. Расходы даже будут увеличены – на 667 миллиардов рублей.

При этом было сохранено необходимое финансирование ключевых программ – имею в виду демографию, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, инновационное развитие, поддержку программ связанных с материнством и детством».

2 апреля 2009 г., встреча с руководством депутатских фракций и объединений Государственной Думы, общественных и политических организаций: «Нашей задачей является не только поддержка людей в условиях кризиса, с тем чтобы они справились с теми сложностями, проблемами, которые перед ними встают в условиях кризиса, хотя это очень важно. Но главная задача заключается в том, чтобы и дальше последовательно развивать так называемый человеческий капитал. Именно поэтому мы практически ничего не сократили из приоритетных национальных программ. Именно поэтому намерены и дальше вкладывать деньги и в здравоохранение, и в образование, и в демографию, и в развитие пенсионной системы. Вообще, в целом будем уделять самое пристальное внимание качеству жизни».

«Мы практически ни одну высокотехнологичную программу, в том числе по федеральным целевым программам, не сократили. Это касается и энергетики, в том числе атомной энергетики, это касается судостроения, авиастроения, это касается космоса. По всем этим позициям все, что мы раньше намечали в области финансирования по федеральным каналам, практически все мы сохранили.

Конечно, будем развивать дальше структуру, и на это выделяется достаточно ресурсов. Чуть меньше, чем мы планировали на 2009 год, но не меньше, а даже чуть больше, чем в 2008 году. Я полагаю, что в условиях кризиса, это хороший показатель».

6 апреля 2009 г., выступление в Государственной Думе: «Бюджет остается бюджетом развития. Назову его основные параметры: доходы – 6,7 триллионов рублей, расходы – 9,7. Значит, не трудно посчитать: 3 миллиарда у нас с вами дефицит, он составит 7,4% от ВВП, но реально будет больше, с учетом так называемых квазифискальных мер, в основном Центрального банка – где-то к 8%. Но я сейчас об этом скажу.

На реализацию антикризисных мер предусмотрено 1 триллион 400 миллиардов рублей, а в целом, с учетом эффекта от снижения налогов, средств Центрального банка, Фонда национального благосостояния, других источников на борьбу с последствиями кризиса и восстановление экономики направляется огромная сумма – 3 триллиона».

«Первый, безусловный наш приоритет – это выполнение обязательств перед гражданами».

«Обращаю внимание, что расходы федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» в 2009 году, прошу внимания, увеличиваются сразу на 70% и составят рекордную для нас сумму – 1 триллион 733 миллиарда рублей (в 2008 году это был 1 триллион). На госгарантии по кредитам, дополнительную капитализацию компаний и поддержку экспорта направляется 500 миллиардов».

«Всего на поддержку промышленности выделяется 70 миллиардов рублей, а с учетом гарантий по кредитам – 170 миллиардов. Мы серьезно ослабили фискальную нагрузку на экономику – как в целом, так и по ключевым отраслям. Вы знаете, была увеличена амортизационная премия с 10 до 30%, снижен налог на прибыль с 24 до 20, введен новый, менее обременительный порядок НДС, не вперед, а по факту. Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов».

«По сравнению с 2008 годом, более чем на 100 миллиардов рублей увеличатся ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры. Они составят 560 миллиардов рублей, в том числе на автодороги мы направим 312 миллиардов рублей, тогда как в 2008 году на эти цели было выделено 294 миллиарда».

«В 2009 году за счет федеральных и региональных бюджетов, средств Фонда ЖКХ, Агентства по ипотечному кредитованию на стимулирование строительства и другие жилищные программы будет израсходована беспрецедентная сумма – 440 миллиардов рублей (в 2008 году это было 249)».

«Вместе с тем, за счет бюджета (хочу это подчеркнуть, и наверняка вы это понимаете) невозможно полностью решить проблемы низкого спроса в экономике, поэтому основной акцент в антикризисной политике должен быть сделан не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности».

«В скорректированном бюджете сохранены расходы на развитие таких ключевых отраслей, как авиа- и судостроение, космос, атомная и радиоэлектронная промышленность».

«Антикризисный план предусматривает возможность выделения 255 миллиардов рублей на поддержку банковского сектора, банковской системы, причем предоставление господдержки будет жестко увязано с кредитованием реального сектора».

«В общей сложности на социальные нужды дополнительно выделяем 600 миллиардов рублей. Большая часть этих средств предназначена Пенсионному и другим государственным внебюджетным фондам.

Кроме того, в проекте бюджета имеется специальный резерв в объеме 125 миллиардов рублей. Очень много факторов неопределенности: мы с вами точно, на 100%, не можем спрогнозировать детали развития событий, и нам нужна с вами «подушка безопасности» на случай, если потребуется срочно вмешаться в развитие неблагоприятных тенденций. И эта «подушка безопасности» в бюджете предлагается».

«Даже в период кризиса недопустимо решать проблемы бюджета и экономики за счет стариков – наименее защищенных граждан России».

«Возникающий… дефицит пенсионной системы, а он, несмотря на предложенную меру, будет большим в 2010 году, в условиях кризиса предлагаю покрыть за счет федерального бюджета и ресурсов Фонда национального благосостояния. Мы с вами для этого его и создавали».

27 апреля 2009 г., выступление на заседании Правительственной комиссии по бюджетным корректировкам: «Наш основной финансовый документ должен быть сбалансированным и реалистичным, основываться на четком прогнозе экономической ситуации, иметь достаточный запас ресурсов для реализации мер по оздоровлению и стимулированию экономики.

При этом бюджет должен остаться бюджетом развития, то есть нам нужно четко увязать его с реализацией долгосрочных и среднесрочных планов. Нужно выстроить бюджет так, чтобы в первоочередном порядке были профинансированы намеченные приоритеты. За каждым из этих приоритетов стоят реальные социальные обязательства: развитие медицины, образования, создание технологических и инфраструктурных заделов на будущее, вопросы безопасности и регионального развития – все то, что в конечном итоге определяет улучшение жизни людей и конкурентоспособность экономики на много лет вперед. Это то, что мы ни в коем случае не должны упустить».

«Чтобы выполнить намеченные планы и при этом не допустить негативных макроэкономических последствий, нам потребуется максимально осторожно подходить к планированию расходов на 2010-й и последующие годы. Не позволять себе необоснованных трат. Где-то придется, разумеется, и экономить, отказываться от второстепенных программ. По сути, нам необходимо будет сделать всю бюджетную систему более эффективной и адекватной сегодняшней ситуации.

И еще один важный аспект: предстоит реализовать жесткую программу по снижению бюджетного дефицита – с сегодняшних 7,4% до 3% ВВП уже в 2011 году».

20 мая 2009 г., выступление на совещании по вопросу финансового обеспечения пенсионной реформы, здравоохранения и демографической политики: «Цена пенсионной реформы для бюджета очень высокая. Речь идет о сотнях миллиардов рублей в год. Конечно, в условиях сокращения производства – имею в виду мировой финансовый и экономический кризис, – в условиях сокращения поступлений в бюджет эта задача будет действительно сложной и для Правительства, и для депутатов Государственной Думы. И мы уже сегодня должны будем задуматься над тем, на чем нам можно будет сэкономить. Без этого никуда не деться, без этого не обойтись. Но мы сознательно идем на эти расходы. Это наш моральный долг перед людьми старшего поколения. Необходимо решить эту задачу, нельзя откладывать дальше повышение пенсий».

25 мая 2009 г., выступление на заседании Президиума Правительства: «Нужно обеспечить макроэкономическую стабильность и сбалансированность бюджета – это важнейшая предпосылка эффективного решения социально-экономических задач в настоящее время и в посткризисный период».

«Нам придется опираться на меньший объем ресурсов, сегодня это уже понятно, но при этом гарантировать выполнение государственных функций и социальных обязательств, создать дополнительные стимулы для развития частного сектора и повышения деловой активности. В ближайшие месяцы, в ходе подготовки бюджета, предстоит дать ответы на ряд непростых вопросов, отобрать те проекты, которые будут поддержаны в первую очередь, и провести оптимизацию остальных».

«В настоящее время ситуация как на мировых рынках, так и в российской экономике меняется очень быстро и сложно предсказуема… В этих условиях направить проект бюджета в Госдуму в августе, т.е. за четыре месяца до начала финансового года, конечно, рискованно. Считаю необходимым в этом году установить более поздний срок внесения бюджета – до 1 октября».

27 мая 2009 г., выступление на расширенном заседании Торгово-промышленной палаты: «В скорректированном бюджете на 2009 год по максимуму сохранены расходы на развитие таких высокотехнологичных и наукоемких отраслей, как авиа- и судостроение, космос, атомная энергетика, радиоэлектронная промышленность. На эти цели в этом году мы выделяем более 300 миллиардов рублей. Я должен сказать, было очень сложно сохранить эти ресурсы в условиях сокращения доходов. Нужно было выбирать приоритеты. Имею в виду и высоко поднятую планку социальных расходов. И это надо было сохранить, и макроэкономику не поставить в трудную и опасную ситуацию».

1 июня 2009 г., выступление на заседании Президиума Правительства: О поддержке легкой промышленности: «Несмотря на непростую ситуацию с наполнением бюджета, в 2009 году реализация программ господдержки продолжается. Предусмотрено 200 миллионов рублей на субсидирование процентных ставок по кредитованию на закупку сырья и 90 миллионов рублей – по кредитам на техническое перевооружение».

9 июня 2009 г., выступление на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС: «Принята и реализуется Программа антикризисных мер. Ее общий объем составляет – я уже называл коллегам эту цифру, она достаточно большая – 3 триллиона рублей, имея в виду меры Правительства и федерального бюджета, меры Центрального банка и средства, которые мы взяли из Фонда национального благосостояния, тоже нашего резерва».

«Бюджет текущего года рассчитан, исходя из цены 41 доллар за баррель. А в основу бюджетного планирования на будущий год мы намерены положить реалистичный, но при этом консервативный прогноз. Как говорится, рассчитывать будем на лучшее, но исходить будем из худшего. То есть наш бюджет обладает достаточным запасом прочности».

15 июня 2009 г., выступление на заседании Президиума Правительства: «В ходе корректировки бюджета на 2009 год мы существенно перераспределили средства в пользу реализации антикризисных мер. Напомню, что в целом расходы даже несколько увеличились, но внутри бюджета произошло перераспределение. Финансирование федеральных целевых программ пришлось достаточно серьезно сократить – с 1 триллиона 161 миллиарда рублей до 909 миллиардов, то есть мы сократили на 252 миллиарда.

И тем не менее, объем расходов по приоритетным программам удалось в основном, по важнейшим направлениям сохранить».

«В нашей повестке – поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие перенос на 1 октября срок представления в Госдуму проекта федерального бюджета. Эта антикризисная мера будет носить временный характер, а ее применение позволит подготовить более качественный и реалистичный бюджет на 2010—2012 годы. Имея в виду, что нам нужно сделать, Минэкономразвития должен подготовить качественный прогноз, на базе которого мы и должны подготовить главный финансовый документ страны на предстоящую трехлетку».

15 июня 2009 г., выступление на совещании по принятию бюджета: «В нашей повестке – поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие перенос на 1 октября срок представления в Госдуму проекта федерального бюджета. Эта антикризисная мера будет носить временный характер, а ее применение позволит подготовить более качественный и реалистичный бюджет на 2010—2012 годы. Имея в виду, что нам нужно сделать, Минэкономразвития должен подготовить качественный прогноз, на базе которого мы и должны подготовить главный финансовый документ страны на предстоящую трехлетку».

Антикризисный F.A.Q. от Владимира Путина